Путь к причалу

( 3 Голосов ) 

     Детство мое прошло в Ленинграде,в районе граничащим с Ленинградским торговым портом.Район был промышленным и был застроен в основном ведомственными домами близлежащих промышленных предприятий.Основную часть их составляли коммуналки,меньшую часть общежития и еще меньшую отдельные квартиры.

 

Весь этот жилмассив был выстроен в предвоенные или сразу в послевоенные годы и был заселен работниками этих самых предприятий со своими домочадцами.Домочадцы-это мы детвора родившаяся сразу после войны и наши бабки,в основном вдовы наших дедов,бойцов не вернувшихся с поля брани.Пацаны этой послевоенной поры насчет своего будущего особо не парились,особо одаренные в девятый класс и институт,если материальное обеспечение семьи позволяло,менее одаренные в техникум.

Ну а остальные после восьмитетки добро пожаловать в ремеслуху или учеником на производство с посещением по вечерам ШРМ,то есть школы рабочей молодежи,ну это конечно по желанию.Ну а следующий этап Армия,кстати косить от нее в то время было как то не принято,белый билет это запрет на многие профессии,да и девчонки с такими не встречались.Армия была той границей за которую мы пацаны старались до времени не заглядывать,с одной стороны она открывала массу возможностей,с другой стороны была большая вероятность повторить судьбу своих родителей и в этом случае уже твои дети будут проходить путь описанный выше.

Впрочем была возможность разорвать этот круг,если поступить в ШМО –школу мореходнго обучения Балтийского морского пароходства,где готовили кадры рядового плавсостава.Поступление в это учебное заведение не составляло особого труда,так как там не было вступительных экзаменов и достаточно было предоставления аттестата о неполном среднем образовании и наличие здоровья предъявляемого для такого рода профессии.ШМОня располагалась  на Двинской улице опять же в нашем районе и многие старшие пацаны продолжали там свое образование.Мы видели с каким достоинством они носили морскую форму и уходили в свои первые рейсы.

Возвращаясь из своих первых рейсов,они рассказывали нашим старшим товарищам свои впечатлениях о своих путешествиях,приукрашивая конечно,а те соответственно нам тоже привирая,в результате в наших еще юных мозгах и создавался романтический образ морской профессии  которую можно получить не прилагая чрезмерных усилий.К тому же сразу было заметно,как менялось в лучшую сторону материальное положение семей в которых они жили и как они одевались.На фоне остальных семей это было очень заметно.

Все это привело к тому,что к моменту окончания мною восьмилетки,добрая половина старших пацанов нашего двора прошла через ШМОню и они чаще случайно встречались где нибудь в Лондоне или Гамбурге нежели во дворе.Мне казалось это вполне естественным и я уже готовился вступить в это морское братство,вопрос был только в способе реализации этой мечты.Дело в том что в описываемое время на базе восьми классов в ШМО можно было получить специальность матроса или моториста,но что то мне подсказывало,что это не совсем мое.

Были конечно и более хитрые способы проникновения в плавсостав,например выучиться на судового кока правда готовили их в другом профессиональном училище.Ко времени окончания школы,я серьезно увлекался радиотехникой и в профессиональном плане видел себя в качестве судового радиста.Но как получить эту специальность с восьмилеткой это был вопрос.ЛВИМУ отпадает,нужно доучиваться еще три года.Родителям не потянуть,я не один в семье.

Судовых радистов еще готовило ЛАУ – Ленинградское арктическое училище,но там без гарантии,во первых туда еще нужно поступить сдав экзамены,во вторых большая вероятность вместо судовой рубки,оказаться где нибудь на полярной станции например в Тикси или еще северней,а это совсем даже не Гавана.Была еще одна возможность через ПТУ на Уральской улице но оно принадлежало СЗРП то есть речникам,но у них уже начали появляться суда типа река-море,вроде все начало срастаться  и я наконец решил объявить своим родителям о своем выборе.

И тут меня ждал первый облом ,отец еще ничего,а мать ни в какую.Она заметила то,на что я совсем не обращал внимания.Многие из тех кто проходил через ШМОню,в силу не окрепшей психики и наличия карманных денег,межрейсе начинали пить и многие уже к двадцати пяти годам были законченными хрониками потерявшими и семью и работу.К сожалению фамилии были известные во всех окрестных дворах и единственное занятие этих людей было встречать корешей из рейса и ждать кто угостит.Отмазки типа я не такой,ты же знаешь,явно не прокатывали. 

Не известно,чем бы это все закончилось,но тут произошел второй конкретный облом. В тот год  в средней школе произошло сразу два выпуска,школа переходила с одиннадцатилетнего образования,на десятилетнее и в тот год выпускались и десятые классы которые учились по новой программе и последние одиннадцатые.В ВУЗы в тот год конкурсы были просто не реальные и вся не поступившая масса пошла в техникумы и ПТУ.В результате на все престижные специальности принимали только с десятилеткой.

Пришлось уступить родителям и идти на производство,а по вечерам учиться в школе рабочей молодежи. И вот тут в школе,я понял как я попаду на флот.Со мной в классе учился парнишка,который работал на Ждановском судостроительном заводе и он мне рассказал,что они строят научное судно в котором полно всякой электроники.Это была бесценная информация определившая все мои последующие действия. Через несколько лет отслужив срочную,я закончил техникум на вечернем отделении и получив диплом,подал заявление в Службу и через несколько месяцев получил назначение на Космонавт Владислав Волков.

Когда я первый раз пришел к причалу у которого стоял мой теплоход,я понял что не ошибся и путь к этому причалу был долгим, но верным.С этим теплоходом связаны четырнадцать лучших лет моей жизни.На нем я встретил людей о которых у меня самые лучшие воспоминания и им я посвящаю свои короткие рассказы.  

Продолжение  

 

На сайте

Сейчас 44 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте

смесители варион в москве