Путь к причалу

( 5 Голосов ) 

     Детство мое прошло в Ленинграде,в районе граничащим с Ленинградским торговым портом.Район был промышленным и был застроен в основном ведомственными домами близлежащих промышленных предприятий.Основную часть их составляли коммуналки,меньшую часть общежития и еще меньшую отдельные квартиры.

 

Весь этот жилой массив был выстроен в предвоенные или сразу в послевоенные годы и был заселен работниками этих самых предприятий со своими домочадцами.Домочадцы-это мы детвора родившаяся сразу после войны и наши бабки,в основном вдовы наших дедов,бойцов не вернувшихся с поля брани.Пацаны этой послевоенной поры насчет своего будущего особо не парились,особо одаренные в девятый класс и институт,если материальное обеспечение семьи позволяло,менее одаренные в техникум.

Ну а остальные после восьмилетки добро пожаловать в ремеслуху или учеником на производство с посещением по вечерам ШРМ,то есть школы рабочей молодежи,ну это конечно по желанию.Ну а следующий этап Армия,кстати косить от нее в то время было как то не принято,белый билет это запрет на многие профессии,да и девчонки с такими не встречались. Армия была той границей за которую мы пацаны старались до времени не заглядывать,с одной стороны она открывала массу возможностей,с другой стороны была большая вероятность повторить судьбу своих родителей и в этом случае уже твои дети будут проходить путь описанный выше.

Впрочем была возможность разорвать этот круг,если поступить в ШМО –школу мореходнго обучения Балтийского морского пароходства,где готовили кадры рядового плавсостава.Поступление в это учебное заведение не составляло особого труда,так как там не было вступительных экзаменов и достаточно было предоставления аттестата о неполном среднем образовании и наличие здоровья предъявляемого для такого рода профессии.ШМОня располагалась  на Двинской улице опять же в нашем районе и многие старшие пацаны продолжали там свое образование.Мы видели с каким достоинством они носили морскую форму и уходили в свои первые рейсы.

Возвращаясь из своих первых рейсов,они рассказывали нашим старшим товарищам свои впечатлениях о своих путешествиях,приукрашивая конечно,а те соответственно нам тоже привирая,в результате в наших еще юных мозгах и создавался романтический образ морской профессии  которую можно получить не прилагая чрезмерных усилий.К тому же сразу было заметно,как менялось в лучшую сторону материальное положение семей в которых они жили и как они одевались.На фоне остальных семей это было очень заметно.

Все это привело к тому,что к моменту окончания мною восьмилетки,добрая половина старших пацанов нашего двора прошла через ШМОню и они чаще случайно встречались где нибудь в Лондоне или Гамбурге нежели во дворе.Мне казалось это вполне естественным и я уже готовился вступить в это морское братство,вопрос был только в способе реализации этой мечты.Дело в том что в описываемое время на базе восьми классов в ШМО можно было получить специальность матроса или моториста,но что то мне подсказывало,что это не совсем мое.

Были конечно и более хитрые способы проникновения в плавсостав,например выучиться на судового кока правда готовили их в другом профессиональном училище.Ко времени окончания школы,я серьезно увлекался радиотехникой и в профессиональном плане видел себя в качестве судового радиста.Но как получить эту специальность с восьмилеткой это был вопрос.ЛВИМУ отпадает,нужно доучиваться еще три года.Родителям не потянуть,я не один в семье.

Судовых радистов еще готовило ЛАУ – Ленинградское арктическое училище,но там без гарантии,во первых туда еще нужно поступить сдав экзамены,во вторых большая вероятность вместо судовой рубки,оказаться где нибудь на полярной станции например в Тикси или еще северней,а это совсем даже не Гавана.Была еще одна возможность через ПТУ на Уральской улице но оно принадлежало СЗРП то есть речникам,но у них уже начали появляться суда типа река-море,вроде все начало срастаться  и я наконец решил объявить своим родителям о своем выборе.

И тут меня ждал первый облом ,отец еще ничего,а мать ни в какую.Она заметила то,на что я совсем не обращал внимания.Многие из тех кто проходил через ШМОню,в силу не окрепшей психики и наличия карманных денег,межрейсе начинали пить и многие уже к двадцати пяти годам были законченными хрониками потерявшими и семью и работу.К сожалению фамилии были известные во всех окрестных дворах и единственное занятие этих людей было встречать корешей из рейса и ждать кто угостит.Отмазки типа я не такой,ты же знаешь,явно не прокатывали. 

Не известно,чем бы это все закончилось,но тут произошел второй конкретный облом. В тот год  в средней школе произошло сразу два выпуска,школа переходила с одиннадцатилетнего образования,на десятилетнее и в тот год выпускались и десятые классы которые учились по новой программе и последние одиннадцатые.В ВУЗы в тот год конкурсы были просто не реальные и вся не поступившая масса пошла в техникумы и ПТУ.В результате на все престижные специальности принимали только с десятилеткой.

Пришлось уступить родителям и идти на производство,а по вечерам учиться в школе рабочей молодежи. И вот тут в школе,я понял как я попаду на флот.Со мной в классе учился парнишка,который работал на Ждановском судостроительном заводе и он мне рассказал,что они строят научное судно в котором полно всякой электроники.Это была бесценная информация определившая все мои последующие действия. Через несколько лет отслужив срочную,я закончил техникум на вечернем отделении и получив диплом,подал заявление в Службу и через несколько месяцев получил назначение на Космонавт Владислав Волков.

Когда я первый раз пришел к причалу у которого стоял мой теплоход,я понял что не ошибся и путь к этому причалу был долгим, но верным.С этим теплоходом связаны четырнадцать лучших лет моей жизни.На нем я встретил людей о которых у меня самые лучшие воспоминания и им я посвящаю свои короткие рассказы.  

Продолжение  

 

На сайте

Сейчас 4 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте

Хостинг от Макхост

смесители варион в москве