Поздний ленинградский вечер. "Космонавт Владислав Волков" отходит от причала Морвокзала. Курс на Таллин, тогда еще советский город. Закроем границу там и государство сэкономит на каждом из нас валютное содержание за двое суток.
Разумно, с точки зрения сбережения валютных средств. Опять же комиссия из Службы которая провожает в рейс каждую экспедицию сойдет в Таллине и доложит руководству Службы, что экспедиция убыла в рейс в положенные сроки, а личный состав мобилизован на выполнение поставленных задач.
Позади Кронштадт, идем путем по которому ровно 37 лет назад из осажденного Таллина ушли в Кронштадт корабли Балтийского флота. Ушли 225 кораблей, дошли до Кронштадта 163 боевые единицы. Переход длился 11 дней, нам же нужно пройти этот путь за один день. Дошли, бросили якорь на рейде. Ждем власти закрыть границу. Ближе к вечеру на рейде появился ”Космонавт Георгий Добровольский”, бросил якорь неподалеку. У них ходовые испытания после постройки, с какой целью пришли сюда непонятно, наверное за продуктами или на размагничивание.
Закрыли границу, вышли в Балтийское море. Утром на встречном курсе встретился “Кегостров”, идущий из рейса. Предложили остановиться, встретиться, сыграть в волейбол или футбол, но были отосланы и, по сведениям очевидцев, очень далеко. Как оказалось коллеги возвращались из рейса длинной в одиннадцать месяцев, не до футбола, однако. Да, такое точно никому не пожелаешь. По моему, в истории Службы ни до ни после такого не было . Настоящие моряки.
А мы идем в Лас-Пальмас, а оттуда через Средиземку и Суэцкий канал в Красное море, где должны отработать по объекту “Грань”,затем на Маврикий в Порт-Луи и далее обогнув Африку мимо мыса Доброй Надежды на Кубу, где нас с нетерпением должен дожидаться “Космонавт Павел Беляев”, который в свою очередь должен передать нам аппаратуру связи и уйти в Ленинград.
Мы же должны принять у него космическую вахту и занять его место в этой точке до конца февраля, а может быть и дольше. Правда все это должно произойти позже, сейчас судно выходило из Балтийского моря и втягивалось в датские проливы. По курсу вставал остров Зеландия и капитан решил обойти остров проливом Зунд. Впрочем, выйти в Каттегат, а затем в Скагеррак можно тремя путями. Через проливы Большой Бельт или через Малый Бельт, либо через Зунд иногда его называют пролив Эресун.
Из Балтики, в смысле расстояния конечно, Зундом короче и быстрее, но в смысле навигации сложнее из-за извилистости фарватера, множества отмелей и интенсивного судоходства. Но наш капитан на то он и мастер, что бы не обращать внимания на подобные трудности. Идем Зундом. Кстати в давние времена правители Дании не один раз пытались ввести “зундскую пошлину”, налог на все суда проходившие Зундом, что чуть не спровоцировало несколько европейских войн.
И только в 1857 году, когда заинтересованные страны пообещали всем скопом навалять Дании трендюлей за этот беспредел, Дания за солидные отступные отказалась от своих претензий на пошлину. Поэтому мы легко и свободно за ночь прошли этот пролив и вошли в Каттегат. В Каттегате на пути в Скагеррак проходим мимо двух островов Анхольт и Лесе. Сначала Анхольт, площадь двадцать два квадратных километра с населением чуть более полутора сотен человек. В восемнадцатом веке датчане на острове построили маяк, который в 1808 году захватили англичане.
Поскольку маяк светил от сгорающей древесины, то за шесть лет англичане вырубили и сожгли всю древесину на острове, а когда топить стало нечем в 1814 году просто ушли оттуда. А растительности до сих пор практически нет.
На дне недалеко от острова лежала (впоследствии поднятая) германская подводная лодка U-534, которая с 4 на 5 мая 1945 года, уже после капитуляции фашисткой Германии вышла из Киля с каким то секретным грузом, но на мелководье была обнаружена английскими летчиками и уничтожена глубинными бомбами. Через несколько часов хода проходим остров Лесе.
Площадь сто один квадратный километр и население около двух тысяч человек. Там та же беда с растительностью, но здесь она пала жертвой солеварен, действовавших когда- то на острове.
У мыса Скаген крутой поворот на юго-запад и мы в проливе Скагеррак за которым Северное море.
Забираем мористее, здесь берегов и островов пока не видно, держим курс на Английский канал.
На переходе осваиваем технику, с помощью которой будем осуществлять управление космическими аппаратами. Начинаются тренировки по ручной дешифровке телеметрии, тоже интересно. Не все сразу быстро получается, но скорость дело наживное, когда нужно будет, все сделаем как надо. Тем не менее, мы приближаемся к проливу Па-де-Кале, что в переводе с французского означает один шаг. И действительно ширина пролива , отделяющего берега туманного Альбиона от материковой части Европы, составляет всего 32 километра.
С борта теплохода великолепно видны белые скалы Дувра и пологие брега Кале. Между берегами курсирует пассажирский паром на воздушной подушке, а позже будет построен железнодорожный туннель. Здесь тоже не обошлось без вооруженных конфликтов, корни которых уходят в глубь веков. За контроль над проливами в разное время воевали Франция, Голландия, Англия и Испания. С 1346 по 1558 год городом Кале, а следовательно контролем над проливом безраздельно владела Англия.
Итальянские войны, длившиеся много лет значительно подорвали экономическое состояние стран участниц этих разборок и было решено с этим завязывать. В результате чего Англия и Франция подписывают Като-Кембризийский мир, по условиям которого Франция выкупает у Англии в рассрочку на восемь лет город-крепость Кале за пол миллиона золотых экю. Я умиляюсь французам, которые за год до этого уже дали пинка англичанам и которые к тому времени уже убрались с европейского континента на свои острова.
За что пол миллиона-то? Но видимо был какой- то резон у этих галлов, потому как свои бабки англичане ждут по сей день, французы их банально кинули. В то время наказать французов за кидок они физически, видимо, не могли, а выставлять предъяву позже было уже как-то не с руки.
А мы прошли Па-де-Кале и по проливу Ла-Манш входим в Бискайский залив, который встретил нас на удивление хорошей погодой, что бывает далеко не всегда, в чем я лично убедился в последующих рейсах. Но тем не менее спускаясь все ниже по направлению к экватору, температура воздуха становилась все теплее и теплее. По этому поводу начальник экспедиции решил, что пришла пора ему искупаться в бассейне, который находился на антенной палубе.
Но перед этим нужно было вымыть бассейн. Для этой цели было выделено пять добровольцев .
Выделено, потому что желающих в рабочее время открыть купальный сезон было значительно больше. Но приоритет в этом занятии всегда имели антенщики, так как их хозяйство располагалось ближе всех к бассейну и в смысле его эксплуатации они имели самый большой опыт.
Через пару дней судно вошло в атлантику, о чем по судовой трансляции второй штурман, в речевом обиходе секонд, во время обеда известил всех находящихся на судне. А это значит, что главный казначей, сидящий в Службе, должен увеличить месячное денежное содержание всем членам экспедиции на пятьдесят процентов. На тринадцатый день наше судно достигло архипелага Канарских островов и бросило якорь на ближнем рейде порта Лас-Пальмас, расположенного на третьем по величине острове архипелага, Гран-Канария.
Продолжение следует.